Почти по Гоголю

хлопьяПомните первую часть Гоголевского «Портрета»? Ту, где бедный, но талантливый художник Чартков загадочным образом богатеет и, став очень модным, востребованным и уважаемым мэтром, совершенно теряет талант, столь приметный вначале.
чернильница
Я случайно наткнулся на любопытнейшее исследование аналогичного явления у животных.

Оказывается, если хищники необычайно остро распознают движущиеся предметы, то зрение приматов специализировано на распознавание самых слабых различий в форме и строении.
с пепельницей и короной

Д. Моррис, «Биология искусства» (MorrisD.y1962). Обезьянам предоставлялся столик с листом бумаги, набор различных красок и кистей, и они могли делать, что им вздумается. В большинстве случаев они обрабатывали бумагу красками довольно усердно и очень продуктивно, «выдавая» по нескольку картин за часовой сеанс. Не получая никакого вознаграждения за свои произведения, обезьяны занимались своими картинами чрезвычайно интенсивно. При этом они предпочитали изготовление рисунков пище и озлоблялись, если им начинали мешать, так что автор назвал эту их направленную активность «самовознаграждающей», или «активностью ради самой активности». Кроме того, в опытах выяснилось, что обезьяна совершенно точно представляла себе, когда рисунок или картина закончена. 

Дальше — больше. Как только Моррис попытался подкупать пищей одного из шимпанзе, чтобы заставить его побольше рисовать, обезьяна быстро научилась связывать рисование с получением награды, но как только эта связь была установлена, животное стало все меньше и меньше интересоваться рисуемыми мазками. «Достаточно было какой-нибудь мазни, и затем сразу протягивалась рука за подачкой. Внимание и тщательность, которые прежде животное уделяло дизайну, ритму, равновесию и композиции, исчезли, и появился на свет божий самый худший вид коммерческого искусства!»

Комментировать это наблюдение и вывод Морриса, а также проводить аналогии кажется излишним. арт нуво 3

И я вижу немного вариантов борьбы с искушением подачкой – оставлять творчество в виде хобби. Ведь только очень маститый специалист может диктовать свое понимание красоты. Но добиться маститости и не стать чартковым удаётся не всем. И это только у Гоголя добившийся всего Чартков, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *