В очередной раз наткнувшись на статью о том, что архитектура звезд ушла, осталась в предкризисных годах, захлопнул лэптоп. Общий негативный настрой СМИ и без этого крайне утомителен. А тут еще профессиональные соц. сети наперебой твердят о смене тенденций в архитектуре, пропагандируя пуританскую простоту и незамысловатый дизайн, пришедший на смену буйной, но недешевой фантазии Захи Хадид и Томаса Хизервика. Я бы не сказал, что за пять прошедших с начала кризиса лет, эта тенденция успела укорениться.
Наш девелоперский рынок в руинах. Хотя, связано это не столько с 2008 годом, сколько с общей нестабильностью, неуверенностью, недоверием. Ожидание опосредованного возврата долгосрочных капиталовложений в сумасшедший архитектурный проект в результате повышения в перспективе рейтинга от Fitch входит в непосредственное противоречие с угрюмо недоверчивым прищуром в сторону мутного будущего, сопровождаемого уже заметным вывозом из страны счетов, имущества и семей.
И пусть облик нашего города является лишь отражением хаоса в наших умах, а мрачный оттенок недоверия просвечивает сквозь его недорогие фасады — наши неокрепшие души требуют красоты. Нет красивых фасадов в городе – нарисуем на бумаге.
И вот мы уже с интересом рассматривает увлекательную книгу Михаила Филиппова, и слушаем его лекцию «Художник архитектуры». Замечательный рисовальщик, сочетающий классическую школу рисунка с ощущением пространства архитектора, не просто фантазирует – создаёт среду. Мне близки эти поиски интересных пропорций в пространстве – несокрушимое стремление к созданию архитектурной красоты.
И пусть Григорий Ревзин в своей книге «Русская архитектура рубежа XX — XXI веков» говорит о том, что «… это книга – о поражении… поколения архитекторов, первого постсоветского поколения, людей, которые несли в себе энергию идеализма и мечты, накопленную за все позднесоветское время – они должны были взлететь в небеса. И не взлетели». Пусть не взлетели. Но, точно высоко подпрыгивали, зависая в воздухе, как администратор варьете Варенуха. И было приятно прочесть у критика Ревзина, симпатичные строчки, прописавшие в числе достойных архитекторов, «чудаков» нашего архитектурного времени и моё имя.
Не так много зданий может успеть построить за свою жизнь один архитектор. И, несмотря на то, что общий вид архитектурных достижений нашего города выдает неуверенность инвестора в завтрашнем дне, Заказчик, заинтересованный в шедевральном продукте не только своего финансового аналитика, но и архитектора, действительно существует в природе.