Чудный, уютный, наполненный интереснейшими музейными коллекциями город Вена предоставляет возможности проведения времени на любой вкус. От оперы до акавапарка и блошиного рынка, не выпускающего из своих нафталиновых объятий без покупки сомнительной надобности и старины безделушек.
А архитектура? Архитектура испытывает такие же сложности, как и в любом крупном европейском городе. В эпоху максимального расцвета и богатства нации, то бишь веке в XIX весь центр Вены был снесен к чертовой бабушке и застроен современными на тот момент зданиями. Высади тебя на улочке в центре Вены и ты ни за что не сможешь с уверенностью сказать, Вена это, Милан или Мадрид. Имперские города XIX века похожи и проблемы те же — трудности в поддержания однородности среды. Как вписать новое здание не создавая ненужного контраста, но и не повторяя соседнее строение, стоящее здесь уже пару сотен лет?
Больше других повезло в этом плане фламандскому Брюгге, город был настолько богат, что красивее его не найти — лучшие дома, соборы, каналы, площади, биржа… Из-за обмельчаяния каналов он резко стал настолько бедным, что буквально некому было строить новые здания. То есть совсем некому. Женщины были или проститутками или кружевницами. Причем услугами и той и другой профессии, видимо, пользовались иногородние из-за полного отсутствия денег у местных. И все, естественно, жили в том доме, который у них уже был построен. И так несколько веков. Пока каналы не перестали иметь ключевое значение. Но теперь здания X-XVI веков уже сносить нельзя. Только сохранять. Архитектурная проблема решена раз и навсегда.
Вена была богатой, а значит более активной дольше Брюгге. И старинных домов не оставили в стремлении соответствовать тенденциям прогрессивного и активного XIX века. Но время идет, неудовлетворенные имеющимся, австрийцы искали новое современное, но в прежнем стиле, хотели изменить и дополнить, не нарушив при этом однородность среды. Пытались избавиться от ордерного оформления, уйти от штукатурки к «честным» материалам. Пробовали многое, заменяли колонны и пилястры орнаментом; вот бетон с тонкой штукатуркой, есть скульптура, бронза, кирпич, керамика.
В чем преимущество венцев начала XX века? У них были наследственные ремесленники, профессиональные умельцы, которые могли по эскизу создать чудесный орнамент, превращающий классической здание в произведение искусства. Уже после первой, а потом еще и второй мировой войны австрийцы остались с тем же, с чем и все мы сегодня — что делать со зданиями, когда больше нет мастеров? Да, центр Вены однороден, но в основном за счет XIX века. Новые здания работают только на контрасте.
Но город красивый. На любую улицу хочется возвращаться снова и снова и рассматривать детали имперских зданий, насыщаясь атмосферой комфортной во всех отношениях столицы.