Листая архитектурные журналы, понимаешь, что самые выразительные и известные дома уже давно либо музеи, либо загородные виллы. Это, наверное, понятно. Коммерческие здания, на то и коммерческие, чтобы при сравнении масштаба потенциального удовольствия от красивого фасада против оного от красивого yield, предпочтения отдавались в пользу второго.
Уже несколько веков как канули в Лету времена, когда самым крупным и богатым заказчикам была церковь, обеспечившая яркое появление Ренессанса в живописи, и, по сути, всех основных стилей в архитектуре. Заказов на проектирование новых обширных монастырей нам, архитекторам России, пожалуй, не получить. Я, правда, участвовал в конкурсе для
семинарии, но священнослужители в последний момент решили, что современный стиль не слишком подходит для старых традиций и оставили все как есть.
Со строительством новых музеев у нас тоже не густо. Как и вообще с административными зданиями. Они часто идут в качестве обременения для девелопера, желающего получить хороший клочок земли в городе. Никто не хочет прилагать усилия, а уж тем более, дополнительные средства, при выполнении обременений! Так что, здания новых музеев смотрим пока за рубежом.
Несколько лет назад, приехав в Берлине по делам, мы зашли в знаменитое здание в стиле деконструктивизма Дэниэля Либескинда. Еврейский Музей Берлина (Jüdisches Museum Berlin). Любопытно, что само здание было открыто для осмотра в 1999 году, т.е. за два года до открытия самого музея. Но, к счастью, в этом случае, интересно было и само здание, и
его наполнение.
Здание Либескинда в форме изломанной линии, принесшее архитектору международную известность, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды, которые выпали на долю еврейского народа. Уже только попадая внутрь, посетители теряют чувство равновесия, так как пол музея находится под наклоном, и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед.
Мы вышли из музея со смешанными ощущениями. Восторг от таланта Художника и подавленность от самой истории.