Вена. Мы садимся в быстрый поезд и, поглазев минут двадцать на долбаных туристов, наводнивших даже в августе этот город, в котором нет моря, оказываемся в Шенбрунне.
Рассматривать летние императорские резиденции — удовольствие отдельное. Главный дворец — он обязан быть настолько богат и красив, насколько казна, может быть даже и не может себе позволить. А летний домик, он как бы больше для себя, как бы менее напоказ и может быть таким, каким его хочет видеть владелец, а не каким он должен быть. Ну, в меру, конечно.
Летняя резиденция голландских королей Paleis Het Loo, Апельдоорн поразила нас больше всего прошлым летом. То есть центральная площадь в захолустном городишке N в любом рассказе Чехова — шедевр оптимистической архитектуры, по сравнению с этим ансамблем. Крохотные комнатенки с дощатым полом добротно и недорого отделаны так, как будто мы зашли не то к владельцу пары крепких рыбацких шхун, не то крупного купца.
А ведь Голландия в то время рулила и грязно богатела. Что это? Легендарная голландская скаредность? Наследие пуританской религии, глубоко осуждавшей излишества? Рациональное размещение средств, когда вместо ненужной роскоши королевская семья инвестировала в строительство флота и общественных зданий? Мы, крепко любящие голландцев, решили, что причина в комбинации второго и третьего. Но место назвали «Голландским Версалем» не потому, что похоже, а потому, что во-первых хотелось, а во-вторых, «Голландский Мухосранск» значительно труднее выговаривать королевской семье славных мореплавателей и торгашей.
Венский Шенбрунн — другое дело. Это таки Римская Империя. Потрясающее рококо внутри! При том, что императоры не ленились, а сами украшали некоторые комнаты. Траурный зал Марии Терезии с китайскими лаками в золотых виньетках рассматривал пока не заныла шея.
Все сложилось необыкновенно удачно — отличная погода, интересный рассказ в аудио гиде, необыкновенно вкусно сделанные залы.
Правда за фасад и особенно за парадную лестницу архитектора нужно было подвесить сразу по завершении проекта. Роскошнейшие интерьеры затейливого рококо, а снаружи — фасад богоугодного заведения! Парадная лестница выглядит так, как будто — это временный помост, который вот прямо сейчас разберут и нам откроется настоящая лестница, достойная императора с таким хорошим и рациональным вкусом. Обидно!