При неисчисляемом количестве талантливых людей, поражающих воображение идей не так много. В большинстве случаев новое предложение – это не то чтобы хорошо забытое старое, но скорее компиляция известного в измененной последовательности. А ведь кто-то когда-то при полном отсутствии каких-либо, даже отдаленных аналогов сумел задумать пирамиды! Я уже не говорю о строительных и производственных технологиях в то время.
У нас есть всё. Всё уже давно было придумано и создано; свобода передвижения по миру физически и виртуально перенасыщает информацией; для взвинчивания
интереса арт-объектами уже давно называют кучи мусора, потому что создание принципиально нового кажется недостижимым. И тут я пришел на выставку студии Thomas Heatherwick в Лондоне. Абсолютно всё её содержание – это новый оригинальный неожиданный парадоксальный взгляд на вещи.
Англичанину чуть за сорок, а он как ребёнок продолжает открывать для себя и других мир, и как результат, создаёт совершенно удивительные вещи. Мост, который умеет сворачиваться в колесо, здание со светящимися волосами, застывший в воздухе взрыв, построенный как часть стратегии обновления в Manchester’s eastern quarter для commonwealth games. Скамейки выдавливаются алюминиевым фаршем; лондонский двухэтажный автобус, оказывается, может стать ещё более современным и традиционным; религиозный центр, созданный из скана скомканной тряпки, замечательно отвечает своему назначению. Я, оказывается, знал многие его проекты, но мне и в голову не могло прийти, что все это мог сделать один человек, да еще за столь короткий период!
Умение думать вне привычных коридоров, насаженных шаблонов, которые большинство из нас даже не пытаются осмыслить, принимая их за базовые правила и норму жизни – уже большая редкость. Умение же создать новое без сопоставимых аналогов – дар настолько редкий и удивительный, что заслуживает отдельного изучения как феномен. И это сегодня, при наследии столь богатом, что мода и дизайн уже в который раз идет по кругу, повторяя, чуть видоизменяя уже сделанное ранее. Сегодня, когда бюджет и сроки – два основных и жестких правила любого архитектора, замысловатые идеи уже почти не встречаются.
Отдельно на выставке было подчеркнуто, что Heatherwick благодарит своих спонсоров/подрядчиков, которые, зажжённые его идеями, приложили свои усилия и средства для реализации таких новаторских идей. Архитектор, художник, скульптор, творец не может воплощать свои гениальные мысли в жизнь, если нет человека, готового предоставить для этого пространство и средства. Ни один из шедевров, восхищающих мир, не увидел бы свет, не будь Заказчиков, поверивших своему Маэстро.
Невыразимо радует, что талант Heatherwick востребован и интересен. Билет на выставку нам пришлось покупать за сутки. Вход четко по времени. Зал набит посетителями, которые, и это заметно, не просто отдают дань моде и посещают известную экспозицию, а действительно заинтересованы.
P.S. На фотографиях – объекты Heatherwick, рисунки мои.