Скульптура — объект сложный и выразительный. Предмет, оставляющий меньшее пространство для воображения (кто-нибудь видел скульптуру в стиле «Черный квадрат»?) и требующий большего мастерства.
Скульптура не так широко распространена у нас в частном интерьере как живопись и графика. Наверное, в том числе и потому, что требует пространства, которое так дорого стоит, тяжело достается и легко заполняется более практичными вещами. А стены – благодатное обрамление картинам, да и стоят такие предметы интерьера дешевле.
Но я борюсь с этой проблемой. Венере Милосской в полный рост в мой интерьер, даже без рук, не поместиться, поэтому действуем по-другому.
Способ первый. Антикварные магазинчики. Так у нас поселился вытянутый клубок немыслимо красивых китайских драконов. Тёмное дерево, искусно обработанное, с мельчайшими деталями, которые невозможно до конца рассмотреть ни сразу, ни потом, притягивает взгляд, кажется ласковым и тёплым, его всё время тянет потрогать руками. Погладить драконов, сплетённых в игре, так, что не сразу понимаешь, сколько их, по их чешуйчатым спинкам.
Способ второй. Продукты народного творчества. В летний отпуск всегда интереснее проводить время там, где кроме моря имеется на что посмотреть в плане местных изделий. Поэтому мне ближе, например, Бали, чем Таиланд. Труд резчика на Бали был всегда в большом почете, в прошлом этим могли заниматься только представители высшей касты — брахманы, а искусство резьбы считалось даром богов. Мы с удовольствием рассматривали сложнейшие и красивейшие скульптуры и барельефы. И теперь на наших стенах висят совершенно не кошерные, но невозможно изящные деревянные маски страшных клыкастых духов, с жутко выпученными глазами, охраняющие наш дом. А мы жалеем, что не решились притащить с собой крупный резной барельеф; и с завистью смотрим на наших друзей, не поленившихся приволочь с собой из Сенегала кусок резной чёрной ставни с аутентичными металлическими деталями и засовами.
А уж как мы тащили с собой совершенно роскошную венецианскую маску с колоссальным позолоченным клювом и длинными черными перьями с зеленым отливом! До сих пор не понимаю, как нам удалось не испортить такую хрупкую вещь в дороге. «Старательные» итальянцы, пардон, венецианцы, просто засунули её в кусок бумаги и в пластиковый пакет. В самолете держали на коленях по очереди. И теперь от неё, как в том мультике, большая польза. Она электрический щиток прикрывает.
В ответ на просьбу жены привезти из Марокко «симпатичный чайничек» я, после утомительной торговли, продолжавшейся несколько заходов, купил огромный свадебный чайник. Самовар на восточный манер. Чайник в форме полушария, инкрустирован пластинками из верблюжьей кости, ставится на второе полушарие — подобие казана, заполняемого углём. «Казан» крепится на ажурную треногу. Невозможная вещь! Надо было ещё и люстру покупать. Металлический шар с ажурными дырочками, заливающий помещение кружевом, не светом. Ну и что, что повесить её негде. Потолок большой и почти совсем пустой. Это ведь только там кажется, что таких предметов полно: найду поинтереснее, или не очень нужно. А здесь это становиться и индивидуальным штрихом для интерьера, и приятным сувениром, и особенной атмосферой в доме.
Так что возможности найти можно. Было бы желание.