Ритуал посещения любой выставки современного искусства с семьей неизменен. Уже через десять минут мои ждут меня в конце зала с выражением одинаковой обреченности на лицах. И только лучик надежды в глубине грустных глаз — ещё совсем чуть-чуть и это безобразие закончится и мы постараемся растянуть остаток наших выходных на подольше.
Им не нравится свет, цвет, мотив, подача, эти нарезанные пластиковые детские головы или нечто похожее на покорёженное пожаром тело или пятна краски, которые явно были разлиты случайно, потом их пытались, но так и не смогли оттереть… им ничего не нравится. Да и мне обычно тоже. Мы приходим на очередную выставку современного искусства, скорее, чтобы увидеть «что дают».
А с другой стороны. Если бы мы в конце XV века бродили по такой же выставке в Италии. Или в Голландии XVI века. Разве нам понравились бы все картины? Разве бОльшая часть написанного тогда не была пресной и бездарной? Мы привыкли к «выжимке» тех времён. Для нас уже выбрали прекрасные картины, с ядром из картин шедевральных. И мы знаем только про них. Из центральных музеев, собравших лучшее.
Мы как-то попали в городской музей искусств одного из небольших городов Португалии. Прекрасна страна с богатой историей, когда-то правящая миром.
В том маленьком музее были собраны чудовищные по своей бездарности полотна XV-XVI вв. Историческая ценность — может быть. Художественная — ноль. На шедевры у музея не хватает денег. И мы получили возможность увидеть чем много веков назад были заполнены современные тому времени выставки. Балласт.
Грядущее отберёт из этой массы те единицы хороших работ, которым суждено стать для нас представителями эпохи. Остальное канет в Лету. Вместе с раздражением и неприятием их современников.