Когда я был маленьким, меня каждое лето отвозили к родне в белорусскую деревню. Счастливые времена. И развлечения были настоящие, живые и бабушка с дедушкой были живы, и шанежки — самые вкусные, и солнце светило дольше, ярче и каждый день. Деревня так и осталась для меня высоким небом, свободой и вкусным запахом свежих домашних пирожков.
Вы конечно слышали про модного фотографа, который сжёг целую деревню ради снимков? Заброшенную деревню. Деревня была мёртвой и до пожара. Она исчезла бы с лица земли сама по себе. А вдруг нет?
Мы, конечно, не можем и не должны сохранять всё, что построили когда-то. Грубо говоря, негде будет создавать наше прекрасное будущее. Далеко не каждый объект нужно консервировать и реставрировать. Хотя атмосфера в городах XX века совсем не та, как в городах, где просто не было денег разрушить к чертям собачьим дома и церкви века XI-XVI, как в Брюгге. Для создания атмосферы у современного общества не так много инструментов и материалов. Вот эти старые вещи — один из таких инструментов и лишившись его невозможно сымитировать атмосферу. Это так как на антикварном рынке. можно купить шкаф намного более качественный, сделанный из более интересных материалов. Единственный недостаток этого предмета — отсутствие времени, намоленности, насиженности. С антиквариатом в масштабе мебели и украшений понятно всем. В масштабе города — нет. А ведь новым урбанистам не обязательно работать только в пластике. Им тоже нужны артефакты.
С деревней сложнее. Она обречена. Будет ли остановлен и повернут вспять этот процесс?
И главное. Разве разрушение — это искусство? Кто-то скажет да, ведь снимки получились яркие. Но у нас каждый год пожары. Разве мы не видели, как страшно это всё горит? Дикое варварство! А давайте подрывать снежные лавины! Как живописны эти обвалы!
Это привлечение внимания к проблеме? Будут ученики, последователи, фанаты?
Для меня искусство — однозначно созидание.
А на поджег, равно как и на прибивание частей тела к брусчатке нужно смотреть исключительно с медицинской точки зрения. Кстати, тот, который прибил себя к Красной площади потом что-то во Франции тоже поджег, помните? Сходные симптомы — сходный анамнез. Это не про искусство. Это, увы, про болезнь.