Когда мне говорит архитектор «нет у меня хобби, у меня работа творческая», я вежливо улыбаюсь и киваю. Кого они обманывают? Себя? Работа наша — как древняя старуха или как погода в Москве — капризная, неровная, непредсказуемая и очень часто неприятная. Ты и психолог, и менеджер, и продавец и счетовод и ещё чёрт-те что, и только в конце чуть-чуть творец. Всё в конце концов упирается в заказчика. Какой у тебя заказчик, такой у него и проект.
Я бы заказчиков на два основных типа разделил.
Первый — четко знает что он хочет, и может это описать достаточно понятно. Второй — и более частая ситуация — когда заказчик говорит, что ему нужно нечто. Нечто «вау», сносящее крышу гостям и друзьям. И уже перед нами стоит задача почувствовать, понять и соответствовать.
Тип №1 «Carte Blanche«
Ты можешь получать настоящее удовольствие от жизни за деньги заказчика.
Мечта архитектора. Успешный человек, который чётко знает своё дело, а не просто проживает папенькины деньги. Он хорошо понимает, что его задача — найти хорошего профессионала и довериться ему. Просто потому что, когда каждый занимается СВОИМ делом, то у этого каждого всё получается гораздо лучше, если ему не мешать. Вот совсем.
Мы не говорим о том, что он доверяет в бесконечной трате денег. Нет, он доверяет в принятии решений, в формулировании и воплощении идеи. Тогда хочется беречь его деньги, сокращать сроки. Быть ему честным партнером в этом процессе. Ты благодарен заказчику за то, что он благодарен тебе.
Этот же тип заказчика очень хорош для того, чтобы вы как архитектор могли бы попробовать что-то особенное, не в три Д, а в жизни. Это важно для вас как профессионала, чтобы вы могли сделать новые вещи, а не скопированные где-то. Заказчик может зажечься вашими идеями. Зажжённый заказчик — это прекрасно. При общении с ним у вас нет бесконечных обсуждений и визуализаций.
Надо сказать, что те необычные вещи, которые встречаются в наших проектах, они как раз и возникали на стыке внутреннего желания заказчика и нашей возможности превращения этого смутного желания в конкретные архитектурные идеи.
Тип №2 «Кризис среднего возраста»
Это не значит, что к человека психологические проблемы. У него просто происходят большие перемены в жизни и он находится в возбужденном и радостном состоянии духа. У меня есть много потрясающих ярких проектов именно из-за того, что заказчик приходит с кратким ТЗ. «МНЕ ТЕПЕРЬ НУЖНО ЧТО-ТО НЕОБЫЧНОЕ!». Ты понимаешь, что ему не нужен очередной объект недвижимости с банальным интерьером.
Этот тот тип заказчика, который хочет поддержать как можно дольше своё состояние взлёта и ощущение восторга в своей жизни. С ним интересно работать. Смешно слышать комментарии типа «Ой, А я бы здесь жить не смог». Конечно бы не смог! Тебе здесь со своей семьёй с тёщей, с тремя детьми, собакой и хомячком совсем не место. Это совсем другое пространство для совсем иного состояния души!