если же ты к старости не стал консерватором, то у тебя нет мозгов.
У. Черчилль.
Что-то есть в этих словах мудрого политика. Наше восприятие вещей действительно меняется с возрастом. Так, наблюдая возросший интерес коллекционеров к предметам искусства эпохи социализма, думаешь о том, как прекрасна ностальгия и патриотизм.
Социалистический реализм был основан на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни и трудового энтузиазма. Но сегодня мы редко рассматриваем эти героические образы советских людей, сосредоточенных на подвигах и славе как социальный заказ беспощадной тоталитарной машины. Картины соцреализма воспринимаются уже как трогательные яркие сюжеты, живые краски и насыщенный настрой.
Конечно, картины партсобраний, выступлений Ильича и приема в комсомол могут быть любопытны, только если их рассматривать во времени; наблюдая, как исчезают с трибун «разоблаченные» персонажи и меняются портреты вождей за ними. А вот чудные изображения, скажем, пролетарок, всем сильным, четко очерченным молодым телом борющихся за рост ВВП, так это просто красиво.
Итак, отвергая и отрицая течение развития живописи во всем мире, в СССР было создано своё направление с множеством поистине интересных и сильных работ.
В то же самое время в архитектуре происходят непонятные, казалось бы, веяния. Вместо того, чтобы развивать и далее классический «сталинский» стиль, в архитектуре начинает властвовать начисто отказавшийся от излишек классицизма модернизм. Тот самый модернизм, который цвел буйным цветом в буржуазной Европе и побежденной Германии.
В бытность мою студентом эти «шкатулочные» здания эпохи Вождя и Друга Всех и Вся казались мне несуразными. И только сейчас обращаю внимание на другие средства выразительности. Я получаю удовольствие от восходящих линий, хороших пропорций, красивых элементов, понимаю, что был учет солнечных сторон улицы и вижу насколько великолепно такая архитектура работает в вечерней подсветке. А главное знаю, что дело не только в привлекательности отдельного здания. Современная архитектура — это архитектура индивидуалистов. В архитектуре же традиционной бОльшую роль играет средовой подход, когда здания стоят вдоль красных линий, своими габаритами и членениями они поддерживают друг друга и создают замечательный ансамбль. Как на Тверской, например.
Согласно канонам модернизма авторы не применили чисто декоративных элементов. И сегодня на Ленинском, например, можно наблюдать, как классические здания с колонами вдруг прерываются домом, с которого, казалось, обрубили все детали. Как-то даже становится обидно, отчего произошло отторжение сталинской классики в пользу максимальной простоты и ненависти к излишествам.
Нет, всё понятно: широкие просторы для архитектуры в стиле модернизма открылись в результате Второй Мировой войны. Города разрушены. Рационалистичность и аскетичность модернизма позволили очень быстро и достаточно недорого восстановить разрушенную до основания европейскую часть нашей страны. Послевоенный модернизм – бюджетно ориентированная архитектура.
Любопытно, как бы выглядел наш город, если бы классицизм, продолжавший рулить в живописи и музыке, остался и в архитектуре. Влияние среды на нас было бы совсем другое. Ведь не зря мы говорим, что итальянцы, например, чем бы они не занимались, от выпечки булочек до строительства, люди бесконечно творческие и все такие красивые. Окруженные невыразимой красотой с самого рождения, они не могут не соответствовать ей.