Мы прибыли в Милан из Венеции поздно ночью. Рано утром встали, чтобы за каких-то два часа дотащиться по пробкам до выставки. Очередь уже была.
Нет, я всё понимаю, выставка такая не каждый день, но справедливое возмущение бурлило. Ну, ладно, я припёрся, мне надо. Но остальным чего? На вход на выставку — очередь, на вход в каждый павильон — очередь, причем буквально, полкилометра минимум. Между павильонами пробираешься с трудом и медленно, втянув живот и локти. Эти итальянцы вообще работают в понедельник-то утром? Ну, я ещё повыше среднестатистического итальянца, а что там смогли увидеть женщины и дети, идущие гуськом и держащиеся за верёвочку?
Что в павильонах? Еда! Национальная. В павильоне Литвы, например, национальная литовская гречка и не менее национальная свиная рулька. Вот жаль, мы в российский павильон попасть не смогли. Итальянцы там, наверное страшно удивлялись, увидев литовскую гречку. Я сразу вспомнил нас в крошечном игрушечном австрийском городке на речке. В домашнем ресторанчике четыре столика и по английски не говорит никто. Мы на пальцах и со словарным запасом, почерпнутом из фильмов про войну, попросили что-нибудь очень-очень местное и национальное. Знаете, что нам предложили? Горячее — бефстроганов, десерт — торт Малахов. И очень удивлялись, увидев наши вытянутые лица.
Так вот. Мы не смогли попасть в большинство павильонов, потому что, пока мы протолкались через всю выставку уже ноги стёрли, а стоять минут тридцать в каждый павильон, чтобы купить, скажем, узбекскую лепёшку, ну, к чёрту. Жена выслушала мой рассказ, и, наморщив носик, спросила:»Так я не поняла, а что же тебе так понравилось на этой выставке?».
Объясняю. Мне, как архитектору, было очень интересно увидеть павильоны, построенные каждой страной. Как эти страны представляют себя на мировом шоу.
Вьетнам смотрелся неожиданно и свежо со своими «снопами».
Дубаи, конечно, выступили достойно, заказав у Бюро Фостера павильон-бархан.
Белорусы прислали партизанский дот-землянку.
После выставки эти павильоны обычно разбирают. Мне особенно жалко итальянский. Скульптурный белый, харАктерный, очень выразительно сделан.
Израиль построил стену с обратным уклоном, разбил на квадратики и высадил злаки.
Аргентина — мировой поставщик зерна сделал павильон в виде элеватора.
Где-то вода льётся, где-то инсталляция в виде кучки разлетающейся перхоти.
Ватикан такой простой и стильный павильон сделал. Без крестов и распятий, но с ключами от рая. Интересно, очень!
Круче всех поступило голландцы. Они заморачиваться не стали. Привезли фургончики с картошкой фри, селёдкой, бутерами какими-то, расставили их полукругом и вуаля! Гениальных ход. Очереди на вход нет, в связи с отсутствием наличия входа. Лишних капиталовложений так же нет по причине отсутствия самого павильона. Деньги голландцы, короче, первыми отбили.
Когда в шесть часов вечера мы выходили из выставки, у входа по-прежнему стояла колоссальная очередь. То есть приехали те, кто с утра всё-таки были на работе.