Описывать путешествие бессмысленно. Любой город он такой, каким видишь его ты один. Ты наблюдаешь, ты собираешь, ты наполняешь себя впечатлениями. Я люблю отдыхать неспешно, не перенасыщая день делами, не жадничая, впитывая атмосферу, стараясь попасть в ритм. Но как бы тебе ни было хорошо, тот город никогда не станет твоим, и ты возвращаешься домой. И впечатления выцветают, словно акварель на тонкой бумаге…
Я сохраняю свои ощущения от поездок на снимках, рисунках и, конечно, сувенирах. Нет, я терпеть не могу банальные магнитики на холодильник. Мне нравится привозить с собой что-то настоящее, хотя не из каждой страны можно захватить с собой кусочек их мира. В большинстве стран продают ужасные, узнаваемые сувениры. Эдакое уродство из крашеной эпоксидки. Мне не понравился Таиланд. Он давным-давно стал фальшивкой. Фальшивые девушки, фальшивые курорты, за пределы которых не слишком комфортно выбираться, и китайское барахло в сувенирных лавках. Все ремесленники давно перебрались в секс-индустрию.
На Бали наоборот. Мы с удовольствием купили неимоверной красоты картины на шёлке, изысканные деревянные маски, по сию пору украшающие нашу стену.
Понятие мелкого декоративного рукоделия открываешь для себя в Марокко. Огромное количество людей имитируют, а может быть, действительно продают старину. Сидя на улице,тюкают молоточком, и ты видишь готовые ажурные лампы, затейливые украшения, завитые чайники, подносы из металла… Я положил глаз на огромный свадебный чайник. На треноге с подставкой для угля, с инкрустацией камнями, с резьбой по кости. Достойный падишаха, честное слово. Я попросил заказчика, с которым мы в Марокко и прилетели, помочь мне торговаться. Он человек восточный, и его непревзойденные навыки добиваться минимальной стоимости я, увы, испытал и на себе. Продавец вел торговлю профессионально: долго, жарко, с выкатыванием глаз от ужаса, с размахиванием руками и причитанием, с клятвами, что дешевле никак, и что он сам лично знал того верблюда, из костей которого делали вот эту штучку вот здесь. Через два часа мы отказались платить, мы хлопнули дверцей машины, завели двигатель, и только тогда хозяин выбежал из магазина со словами «ну раз ты себе берёшь, тебе уступлю, забирай». И роскошный чайник перекочевал в багажник ровно за треть обозначенной в начале долгого разговора цены.
Отдельная история про антикварные рынки. В богатых европейских странах, которые война не сожгла дотла, ходить по антикварным районам — одно сплошное удовольствие. Можно найти, что угодно, на любой карман и вкус — от пуговиц до массивного старинного буфета из мореного дерева. В Голландии в Дельфте мы купили их знаменитую керамическую плитку XVI века. С таким дичайшим и крайне неубедительным голубым верблюдиком. Владелец лавки увлеченно рассказывал, как её делают, как снимают изразцы со старинного камина в старой гостиной… Перед глазами мелькали пышные юбки, парики и непременно Пётр первый с ботиком.
Люблю сувениры. В них, как в тайм капсуле хранится память о наших приключениях.